разделы сайта
новости
объявления
27.10.2018

26 октября в Свято - Успенском женском монастыре г. Александрова прошло заседание монашеской секции IV Епархиальных Рождественских чтений.

     Епархиальные Рождественские чтения важное событие в жизни нашей епархии. Перед началом заседания была совешена Божественная Литургия, которую служили все настоятели монастырей Александровской Епархии, участники чтений в священном сане. За богослужением молились матушки игумении, настоятельницы женских монастырей Епархии.

    По окончании Литургии, матушкой настоятельницей Свяято - Успенского монастыря игуменией Иоанной (Смуткиной) все были приглашены на трапезу, приготовленную сестрами обители с большой любовью и радушием, за что им особая благодарность.

      После трапезы состоялось рабочее заседание секции. Приветственное слово участникам от Преосвященнейшего Иннокентия, епископа Александровского и Юрьев - Польского, зачитал секретарь Александровской Епархии иеромонах Даниил (Колесников). Настоятельница Свято-Троицкого Стефано-Махрищского ставропигиального  женского монастыря игумения Елисавета (Жегалова), передала благословение Председателя синодального отдела по монастырям и монашеству, архиепископа Сергиево - Посадского Феогноста, наместника Свято - Троицкой Сергиевой Лавры.

     Затем выступали докладчики, настоятели и настоятельницы монастырей епархии. Темы докладов были посвящены жизни монастырей, проблеммам современного монашества, святоотеческому наследию и традиции в их жизни.

От нашей обители в заседании секции принимали участие настоятель монастыря игумен Серафим (Семилетов) и благочинный обители иеромонах Мелхиседек (Фролов).

 

Предлагаем вашему вниманию

Доклад настоятеля Свято - Смоленской Зосимовой пустыни игумена Серафима (Семилетова) на монашеской секции IV Епархиальных Рождественских чтений Александровской Епархии.

          Всечестные отцы, матушки игумении, братья и сестры насельницы наших монастырей! Позвольте предложить вам доклад на тему: "Кто ты: раб или свободный? Что означает для современного молодого послушника свобода? ".

           Свобода личности как одно из основных проявлений в человеке образа Божьего остается неприкосновенной и неуничтожимой. Бог не нарушает Своим всемогуществом нравственной свободы человека. Он говорит: “Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною” (Откр. 3:20). Господь создал людей по Своему образу и подобию — свободными. Следовательно, свобода эта присуща самому нашему существованию и никоим образом не может быть отчуждена. Свобода — самый ценный дар в образе Божием, которым является созданный Творцом человек, но через ослушание Бога, прародители потеряли Рай, и таким образом утратили истинную свободу. Господь в раю учил человека сообразовывать, соединять свою волю с Его волей.

       Именно тогда, когда человек пошел против воли Божией, когда его воля стала действовать отдельно от воли Бога — произошло грехопадение. Что же понимается под словом свобода в Новом завете? В евангелии от Иоанна мы читаем такой диалог Христа Спасителя с книжниками и фарисеями: «Тогда сказал Иисус к уверовавшим в Него иудеям: если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, и познаете истину, и истина сделает вас свободными. Ему отвечали: мы семя Авраамово и не были рабами никому никогда; как же Ты говоришь: «сделаетесь свободными»? Иисус отвечал им: истинно, истинно говорю вам: всякий, делающий грех, есть раб греха. Но раб не пребывает в доме вечно; сын пребывает вечно. Итак, если Сын освободит вас, то истинно свободны будете». Апостол Павел в послании к Галатам пишет: «К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти, но любовию служите друг другу». А  свят. Иоанн Златоуст говорил: «Подлинно, тот только свободен, тот только владыка и могущественнее царей, кто не порабощен страстям. Свободен только тот, кто стяжал свободу внутреннюю, равно и раб только тот, кто покорствует бессмысленным страстям». Итак настоящая свобода есть освобождение от власти греха, который царствует во всех людях с момента грехопадения. Имея волю склонную ко греху, мы нуждаемся в самопонуждении себя на всякое добро. И одна из добродетелей, которая способствует этому спасительному самопонуждению есть послушание.       

        Послушание — это первая ступень на пути духовного восхождения. Как говорит преп. Кассиан, «иноки из многих опытов узнали, что не могут погасить в себе пламя гнева, скорби, нечистоты, не могут стяжать истинного смирения, не могут жить с братией в мире, и даже не могут надолго остаться в монастыре, если сначала не научатся покорять свою волю, потому что истинного послушания нет без отсечения своей воли». Сам Спаситель сказал: «Я пришел с небес не для того, чтобы исполнять волю Свою, но волю Отца, Который Меня послал» (Ин. 6, 38).               

        Монашеское послушание отличается от подчинения в миру отсутствием принуждения: монах добровольно приносит себя в жертву Богу, и на этом пути требуется большая внутренняя сила. Монах отказывается от своей воли, чтобы приобрести Христа. Послушание освобождает человека от самолюбия и гордости – основы всегдашней борьбы между людьми, характерной для мирского общества.   Свойство послушания, отличающее его от простого внешнего подчинения, состоит в том, что послушание совершается добровольно, осознанно, с верой, ради Бога. Тогда как обычная власть вынуждает, духовная власть ставит монаха перед Богом. Преп. Силуан Афонский в своих записках писал: «Редко кто знает тайну послушания. Послушливый велик перед Богом. Он подражатель Христу, Который дал нам в Себе образ послушания. Послушливую душу любит Господь и дает ей Свой мир, и тогда всё хорошо, и ко всем она чувствует любовь...  Послушание нужно не только монахам, но и всякому человеку. Даже Господь был послушлив. Гордые и самочинные не дают себе жить в благодати и поэтому никогда не имеют мира душевного, а в душу послушливого легко входит благодать Святого Духа и дает ему радость и покой. Все ищут покоя и радости, но мало кто знает, что они достигаются послушанием. Послушанием хранится человек от гордости, за послушание дается молитва и благодать Святаго Духа. Вот почему послушание выше поста и молитвы …Видите, как просто спасение. Но мудрости надо учиться долгим опытом. Дается она от Бога за послушание. Душу послушливого любит Дух Святой, и потому он скоро познает Господа, и получит дар сердечной молитвы. Как раньше, так и теперь Господь слушает молитвы наши и исполняет прошения». Послушание есть спасительнейший подвиг. Сила и жизнь всех страстей человека сосредоточены в его испорченной воле. Послушание, связывая и убивая волю, связывает и убивает совокупно все страсти. На этом пути монах распинает свою волю, свое самолюбие, свою гордыню. Разум, желания, чувства – всё отдается в послушание. Послушание – это украшение монаха. Преподобный Паисий Святогорец говорил: «Я понял, что послушание очень помогает человеку. Даже человек, который не блещет умственными способностями, оказывая послушание, становится философом, мудрецом. Будь человек умным или глупым, здоровым или больным (духовно или телесно), если он, мучаясь от помыслов, оказывает послушание, то от мучения помыслов он освободится.

        Послушание – это освобождение. Самый большой эгоист – это тот, кто живет по своим помыслам и никого не спрашивает. Такой человек разрушает сам себя. Если у человека есть своеволие, самоуверенность и самоугождение, то, и будучи умным – даже семи пядей во лбу, – он будет страдать постоянно. Он запутывается, связывает себя по рукам и ногам, у него возникают все новые и новые проблемы. Чтобы найти свой путь, он должен раскрыть свое сердце какому-то духовнику и смиренно попросить его о помощи». Когда кто-то приходит для того, чтобы стать монахом, то совершенно очевидно, что делает это не ради игумена или монастыря. Понятно, что он приходит ради любви Христовой и спасения своей души. Но поскольку он не видит Христа, чтобы сотворить Ему послушание, то послушание, которое человек желает показать Христу, он показывает своему игумену.

         Преподобный Силуан Афонский говорил: «Все ищут покоя и радости, но мало кто знает, где найти эту радость и покой, и что требуется, чтобы достигнуть его. Вот уже тридцать пять лет, как я вижу одного монаха, который всегда весел душою и приятен лицом, хотя он и старый. И это потому, что он любит послушание, и душа его предалась на волю Божию, и он ни о чем не имеет заботы, но душа его возлюбила Господа и созерцает Его». Послушание действенно только тогда, когда оно является деятельностью или служением, выбранным человеком по свободной воле. Монашеское послушание или «истинное послушание» нельзя понимать как дисциплину или технику, позволяющую достичь мирного сосуществования некоторого количества людей. Оно не является и ни в коем случае не может являться упразднением личности или властвованием над личностью со стороны иного человека, будь то старец, архиерей или игумен. Чтобы быть истинным, послушание должно стать свободным и добровольным.

       У многих современных послушников отсутствует такое понимание своей свободы, или они не хотят его принимать. Свобода начинает пониматься как вседозволенность. Требования уства монастыря представляются тяжкими оковами от которых хочется освободится. Такой человек начинает думать, что он является исключением от требований устава. Наличие денежных средств и неограниченного перемещения по миру воспринимаются за признак свободного человека. И такие люди есть не только среди послушников, а среди монахов. Своему собственному мнению о том, как надо жить в монастыре, такой человек доверяет намного больше, что приводит его к неприятию слов увещевания и к неуважению настоятеля и старшей братии. Не нужно забывать, что мы пришли в монастырь для того чтобы умертвить в себе ветхого человека, а этот ветхий человек умирать не хочет и всячески сопротивляется этому, поэтому и исправление бывает мучительно, по словам святителя Феофана Затворника. Но без этого спасительного умерщвления не появится новый человек обновленный Духом Божиим. Обращает на себя внимание – как быстро продвигаются вперед в духовной жизни те, кто имеют послушание и доверие духовнику, слушаются советов; всё у них становится на свои места. И какие бури и крушения в своей жизни претерпевают люди, имеющие в основании всего доверие себе. Как правило, они влекутся от малой ошибки к большей, вводимые в заблуждение своей самостью и эгоизмом. Когда монах не отрекся от своей воли, он страдает. На его пути все время возникают трудности и преткновения. У него постоянно кто-то в чем-то виноват, и поэтому он всегда мучается. Когда же монах отсекает свою волю и живет в послушании, тогда он живет счастливо. В книге Притчей Соломоновых естьслова им же несть управления, падают аки листвие (Притч. 11:14). Лист вначале бывает зеленым, сочным, радует глаз своим цветущим видом, однако мало-помалу увядает, желтеет, падает и бывает попираем ногами. Так и монах, не пребывающий в послушании, вначале может быть очень ревностным, иметь расположение к посту, молитве, безмолвию и ко всякому другому добру, но потом постепенно без благословенного послушания наставнику, который бы поддерживал его и указывал путь, ревность в нем уменьшается, он охладевает и становится легко уязвимым для темных сил, которые делают с ним что хотят. «Хорошего послушника я ставлю выше пустынников и исихастов», – говорил старец Иосиф Исихаст. «Почему?» – спрашивали его. Он отвечал: «Потому что исихаст исполняет свою волю, живет, как сам хочет. Кто ставит ему препятствия? В чем его затруднения? Ни в чем. А хороший послушник пришел исполнять не свою волю, а волю своего Старца. Всё затруднение состоит в своей воле, ибо послушанием ограничивается, стесняется ее свобода. Свобода – это царство человека» [10]. Игумен Афонского монастыря Ксенофонт архимандрит Алексий рассказал такую историю из святогорского монашеского предания: «В конце 70-х годов старец Ефрем Катунакский пришел в наш монастырь, мы собрали всех отцов, и он беседовал с нами. Мы спросили его: “Геронда, скажите нам, какая основная добродетель монашества?” Он сказал: “Храните послушание, оказывайте послушание. Потому что и Христос был послушен до смерти Своему Отцу”. И поскольку он настаивал именно на послушании, кто-то из братии спросил его: “Геронда, почему ты ничего не говоришь нам о молитве, о посте, об аскезе?” Тогда он сказал: “Если вы будете оказывать послушание, все остальное у вас будет. И будете вы молиться, и будете поститься, и будете нести подвиги, и будете правильными монахами”». Подвижническая жизнь не бывает без труда, боли, мученичества.

        Когда человек приходит в монастырь, он приносит с собой все свои проблемы и страсти. Вначале нужно очень сильно потрудиться, чтобы с Божией помощью перестроиться на монастырскую жизнь. Искушения не являются злом, для монаха искушения – это повод к преуспеянию и духовному обогащению. Нужно проявить усердие, а Бог всегда готов прийти нам на помощь. «Вспоминая огонь, не согреешься, – говорил преподобный Порфирий Кавсокаливит, – и не трудясь с любовью над добродетелями, – не спасешься. Нужно пройти через послушание, быть наполненным, чтобы быть готовым противостоять жизненным трудностям. Если нет смирения, нет послушания, то нет и благодати Божией. Если не пройдешь через смирение, а значит, и через послушание, то будешь горько страдать».

        По уставу наших монастырей духовное руководство обители осуществляет игумен или игуменья. Здесь нужно помнить, что от пастыря требуется прежде всего осознание этой великой ответственности: за каждую душу, находящуюся у него в послушании, он даст ответ Богу. Послушание – это особое отношение пастыря и пасомого, которое строится на глубоком доверии, взаимном уважении, смирении, молитве, стремлении вместе искать и находить волю Божию. Пример жизни, как правило, говорит нам больше слов, потому что когда мы видим кроткую и смиренную душу, которая не гневается, не ругается, не осуждает, не обижается, когда ее задевают, то она остается нам примером на всю жизнь. Преподобный Паисий Святогорец, рассказывая о своем новоначалии в монастыре Эсфигмен, вспоминал одного послушника, который отличался необыкновенным послушанием, благоговением и смирением. Даже просто глядя на него, инок Арсений (так звали тогда старца Паисия) получал огромную духовную пользу. Он отмечал, что помощь, полученная через хороший пример жизни этого послушника, превосходила всю помощь, полученную им с детства от прочитанных житий святых. Этот брат был живым житием и образцом для подражания. Пример отношений пастыря и пасомого в духе любви и послушания дает в полноте святой апостол Петр: «Пастырей ваших умоляю я, сопастырь и свидетель страданий Христовых и соучастник в славе, которая должна открыться: пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия, и не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду; и когда явится Пастыреначальник, вы получите неувядающий венец славы. Также и младшие, повинуйтесь пастырям; все же, подчиняясь друг другу, облекитесь смиренномудрием, потому что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (1 Пет. 5:1–5). Пастырям необходимо избегать крайностей, помня предупреждения свт. Игнатия Брянчанинова о том, что то жительство в полном послушании у благодатных старцев, которое было в древности не дано нашему времени, хотя бы потому, что мы не имеем тех благодатных даров, которые имели они. Святитель пишет: «Не утомляй себя напрасным исканием наставников: наше время, богатое лжеучителями, крайне скудно в наставниках духовных. Их заменяют для подвижника писания Отеческие. Постарайся найти хорошего, добросовестного духовника. Если найдешь его,- и тем будь доволен, ныне добросовестные духовники- великая редкость. Многие возлагают тяжкие бремена на рамена ближних, но мало таких, которые научили и помогли носить бремена». Закончить свой доклад я хотел бы словами того же святителя, которые звучат актуально и для нашего дня: “И ты, наставник, охранись от начинания греховнаго! Не замени для души, к тебе прибегшей, собою Бога. Последуй примеру, святого Предтечи: единственно ищи того, чтоб возвеличился Христос в учениках твоих. Когда Он возвеличится, - ты умалишься: увидев себя умалившимся по причине возросшего Христа, исполнись радости. От такого поведения чудный мир будет навеваться на сердце твое: в себе увидишь исполнение слов Христовых: смиряяй себе, вознесется”.       

Дорогие братья и сестры!

Мы снова ищем певчего, знающего богослужебный Устав.
Ищем человека серьёзного и ответственного, на длительное время, а не тех, у кого после одного - двух раз вдруг неожиданно появляются непреодолимые препятствия и семейные проблемы для дальнейшей работы.Также просим не беспокоить страдающих алкогольной зависимостью!
Со своей стороны можем гарантировать соблюдение всех договоренностей, своевременную и полную оплату.
При необходимости возможно проживание в монастыре и питание. Предоставляется отдельная келлия.
График, размер оплаты и прочее можно уточнить по телефону монастыря.
+7(910) 172-64-31 (лучше звонить в WhatsApp).

_________________

Позвонить в монастырь  можно по номеру

+7(910) 172-64-31

(WhatsApp, Viber, Тelegram)

с 9.00 до 16.00 часов ежедневно, кроме воскресных и праздничных дней.

По вопросам паломничества и экскурсий

следует обращаться к монаху Паисию, 

+7(999)856-90-21

(лучше использовать WhatsApp) в теже часы.

________________

Страница монастыря в ВК  @zosymovapustin

______________

Требы о  Российских воинах, призванных на службу по частичной мобилизации, а также принимающих участие в специальной военной операции, или погибших при исполнении воинского долга, в нашей обители принимаются без внесения пожертвования (БЕСПЛАТНО)!

______________

МОНАСТЫРЬ ЖИВЕТ И МОЛИТСЯ БЛАГОДАРЯ ВАШЕЙ ЖЕРТВЕННОЙ ПОМОЩИ.

МЫ НЕ ИМЕЕМ КАКИХ - ЛИБО ПОСТОЯННЫХ ПОПЕЧИТЕЛЕЙ И БЛАГОТВОРИТЕЛЕЙ, ПОЭТОМУ  КАЖДЫЙ ПОЖЕРТВОВАННЫЙ ВАМИ РУБЛЬ ВАЖЕН ДЛЯ НАС И ЦЕНЕН ПРЕД ГОСПОДОМ!

Сделать пожертвование можно переведя деньги на карту МИР Сбербанка

№ 2202 2032 0333 8605

Владелец карты - настоятель монастыря игумен СЕРАФИМ

(Сергей Юрьевич С.)

или на монастырский счет в банке, реквизиты которого указаны в разделе "Контакты".  

Просьба указывать назначение платежа: "Пожертвование на уставную деятельность".

 

 

 

 

Монастырь в социальных сетях:

Православные праздники