разделы сайта
новости
объявления
24.10.2023

24 октября в Свято - Успенском женском монастыре г.Александрова пошла монашеская секция IX Епархиальных Рождественских чтений Александровской епархии.

Главной темой монашской секции стала "Жизнь Церкви и святоотеческое наследие. Монашество и монастыри".

Среди докладов, прочитанных на заседании секции, был и доклад насельника нашей обители, священноинока Венедикта (Кочергина), который и предлагаеи вашему вниманию.

___________________

Изучение и восприятие святоотеческого наследия в современных монастырях (значение, практические аспекты).

1.1.Значение и восприятие святоотеческого наследия.

Предание и предания, Писание и Писания.

В церковной традиции помимо Священного Писания, являющегося частью Священного Предания, также ключевое значение имеет Священное Предание, выраженное в писаниях святых отцов Церкви. Этот последний корпус представляет собой также Богооткровенную истину, которую Творец даровал Своей Церкви для пояснения универсальной истины, открытой в Священном Писании и устроениибытия Церкви во времена последующие земной миссии нашего Спасителя Иисуса Христа.

Нам известно как переданное непосредственно через Иисуса Христа и в дальнейшем через Его апостолов, так и открытое для Церкви как универсальная истина позднее, а также известно открытое частным образом для пользы отдельных лиц и также зафиксированное в их творениях. Первое, имеющее значение для всеобщего спасения, именуется Писанием; второе, имеющее частный характер, мы именуем писаниями и преданиями, третье же, открытое Церкви после земной миссии и служения Спасителя, мы именуем Преданием (с большой буквы).

Для монашествующих, как класса общества, радикальным образом избравшего спасение главенствующей целью своей жизни, изучение творений и образа жизни Отцов Церкви, является существенным мерилом и образцом для устроения своей жизни и плана своего спасения. Господь не прекратил открывать Своё произволение относительно всеобщего избавления посредством служения пророков, но продолжил устроение жития Своих избранных посредством тех, кому Он также раскрывал Свои тайны и кого наделял ниспосылаемым Им опытом.

В данном ключе значение изучения и восприятия наследия святых отец имеет три аспекта: общеобразовательный, повышающий общий уровень образования и культуры; дидактический, имеющий отношение к конкретным воззрениям как христиан и монахов; и практический, относящийся к применению на практике познанного через изучение наследия творений Святых Отцов.

В этом смысле восприятие и применение опыта Отцов является ключевым в деле устроения спасения каждого человека, и главным образом – в научении, рефлексии и имплиментации их опыта монашествующими как продолжателей дела тех, кто твёрдо установил дело своего искупления и следования Спасителю, Его святым апостолам и их последователям целью своей жизни.

1.2 Практические аспекты изучения и применения опыта Святых Отцов.

Применение святоотеческого опыта непосредственно связано с его изучением, потому как вера есть от слышания Слова Божьего, так и делание есть от познания Писания и Предания, без этого в нашей жизни нет практики.

Методы изучения наследия Святых Отцов есть следующий: общее изучение братией, изучение в малых группах, и частное изучение, особым и важным видом которого является получение богословского образования.

Общее изучение братией святоотеческого наследия имеет следующие формы: самый распространённый в России способ, заключающийся в слушании творений святых и их житий за трапезой, общие беседы с игуменом и духовником, а также общебратское изучение и разбор творений Отцов. Этот метод наиболее распространён на территории России в связи с особенностями устроения монашеской жизни на данном этапе жизни Церкви в нашей стране.

Второй способ – изучение творений святых в малых группах, когда имеющие возможность и волю к этому, под руководством имеющего соответствующий опыт и образовательный уровень брата собираются вместе для совместного чтения, обсуждения, разбора и обсуждения творений Отцов Церкви, и таким образом повышают и свой уровень богословской подготовки, и воспринимают нечто, возможно ранее неизвестное, что открывает новые грани христианской жизни, своего служения и взаимоотношений со своим Создателем.

Третий способ – это личное изучение. По слову псалмопевца, царя и пророка Давида, «блажен муж, иже в законе Господни поучится день и нощь». Каждый из нас призван неотступно развиваться в своём познании путей Господа и следовании им, и поэтому следование в воззрениях и практиках нашим славным предшественникам имеет для нас большое значение. Не только монашествующий, но и каждый христианин призван неуклонно повышать свой образовательный уровень, дабы изменять состояние своего ума и последующее за этим изменение своего сознания и своей жизни в целом. Христос и Его святые открывают нам новый путь, посредством которого мы из приматов реализуем дарованные нам Творцом Образ и Подобие Божие. Именно поэтому третий метод изучения наследия Отцов является наиважнейшим – благодаря этому мы познаём воззрения, практики и пути тех, кто предшествуя нам на пути следования Спасителю достиг прославления Церковью в тех или иных чинах святости, то есть отделения от мира, подверженного заблуждениям и поражённого грехами.

Также крайне важно отметить частный случай личного изучения святоотеческого наследия – повышение своего образовательного уровня. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл на протяжении уже более чем десятка лет призывает монашествующих, как наиболее доверенных со стороны народа, лиц духовного сословия, повышать свой уровень богословской подготовки. В связи с тем, что отцы жили в разное время, в разных регионах Римской Империи, а затем и в разных регионах различных государств, они использовали для выражения открытых им истин различные языки, философские системы, средства и методы благовествования и проповеди среди народа. Поэтому важно воспринимать их учения в рамках соответствующих месту, времени и уровню развития культуры средства, методы и способы изложения того, что открыл им Господь. А это представляется маловозможным без изучения сопутствующих дисциплин – истории, философии, философии религии, сравнительного богословия, общего богословия и прочих отраслей богословской науки.

Нередко можно слышать мнение, будто монастыри являются рассадниками мракобесия. Данный факт сложно отрицать, так как, будучи лишёнными должного уровня подготовки, некоторые наши братья и сестры, не используя методы исторической критики, богословской аналитики, критического метода восприятия реальности, игнорируя методологию формальной логики и идеалистической диалектики, богословские методы и святоотеческий опыт Православной Церкви преподают народу частные и девиантные мнения как всеобщее учения Церкви, вызывая распри, разделения и гораздо более негативные последствия, о которых наверняка все присутствующие и так осведомлены.

Исходя из этого, можно резюмировать нижеследующее:

- изучение опыта и творений Святых Отцов есть способ и метод их восприятия; - следование им есть существенная часть нашего плана спасения и продуктивного бытия как христиан;

- поучение есть заповедь Божия, и изучение святоотеческого наследия есть следование этой заповеди;

- изучение наследия отцов влечёт за собой повышение уровня нашего образования, так как их творения невозможно адекватно воспринимать без понимания исторического и теологического контекста их создания;

- получение богословского образования даёт нам средства к наилучшему восприятию наследия отцов посредством обязательного изучения патристики и патрологии;

- изучая, мы получаем базис для применения наследия Отцов как в восприятии их опыта, так и построении своей жизни в соответствии с их опытом, принимая их воззрения и применяя их, а также отеческий опыт в своей жизни.

Дорогие братья и сестры!

Позвонить в монастырь  можно по номеру

+7(910) 172-64-31

(WhatsApp, Viber, Тelegram)

с 9.00 до 16.00 часов ежедневно, кроме воскресных и праздничных дней.

По вопросам паломничества и экскурсий

следует обращаться к монаху Паисию, 

+7(999)856-90-21

(лучше использовать WhatsApp) в теже часы.

________________

Страница монастыря в ВК  @zosymovapustin

______________

Требы о  Российских воинах, призванных на службу по частичной мобилизации, а также принимающих участие в специальной военной операции, или погибших при исполнении воинского долга, в нашей обители принимаются без внесения пожертвования (БЕСПЛАТНО)!

______________

МОНАСТЫРЬ ЖИВЕТ И МОЛИТСЯ БЛАГОДАРЯ ВАШЕЙ ЖЕРТВЕННОЙ ПОМОЩИ.

МЫ НЕ ИМЕЕМ КАКИХ - ЛИБО ПОСТОЯННЫХ ПОПЕЧИТЕЛЕЙ И БЛАГОТВОРИТЕЛЕЙ, ПОЭТОМУ  КАЖДЫЙ ПОЖЕРТВОВАННЫЙ ВАМИ РУБЛЬ ВАЖЕН ДЛЯ НАС И ЦЕНЕН ПРЕД ГОСПОДОМ!

Сделать пожертвование можно переведя деньги на карту МИР Сбербанка

№ 2202 2032 0333 8605

Владелец карты - настоятель монастыря игумен СЕРАФИМ

(Сергей Юрьевич С.)

или на монастырский счет в банке, реквизиты которого указаны в разделе "Контакты".  

Просьба указывать назначение платежа: "Пожертвование на уставную деятельность".

 

 

 

 

Монастырь в социальных сетях:

Православные праздники